Вячеслав Невинный

В молодости Вячеслав Невинный был очень стройным (это видно в его первых фильмах), увлекался велоспортом, гонял по трекам - и периодически падал. После очередной травмы у него отказали ноги. Врачи поставили его перед ультиматумом: либо он навсегда лишится способности ходить, либо его начнут лечить, используя гормоны - и он резко прибавит в весе. Невинный выбрал второе. Однако этот недостаток актер сумел превратить в достоинство. Этот толстяк мог быть то очаровательным, то отталкивающим, то зловещим - Невинному был подвластен большой диапазон ролей.

 
 
Вячеслав Невинный родился в Туле осенью 1934 года. Он рос в простой рабочей семье, где никто не был связан с искусством. Неизвестно, откуда у парня взялся интерес к театру. Но уже в юные годы, учась в железнодорожной школе, Вячеслав был наиболее активным участником самодеятельности. Невинный с удовольствием занимался в драмкружке Тульского Дворца пионеров и выходил на сцену, играя различных героев любительских спектаклей.

В 1952 году повсюду отмечалось 100-летие со дня смерти Николая Гоголя. В школе, где учился Вячеслав Невинный, тоже вспоминали великого классика. Дети поставили несколько сценок из «Мёртвых душ». И если в каждой сценке «актёры» менялись, то один из них – 9-классник Вячеслав Невинный – участвовал во всех. Он блестяще сыграл Чичикова.

В 1954 году Невинный отправился поступать в театральный вуз. Он прибыл в Москву и подал документы в Школу-студию МХАТ. Но первая попытка оказалась неудачной. Парень, не мысливший жизни без сцены, несколько приуныл. Но сворачивать c выбранного пути он не собирался. Год Вячеслав Невинный играл во вспомогательном составе Тульского ТЮЗа.

В 1955-ом он снова принёс документы в Школу-студию МХАТ. Но на этот раз молодой артист, в багаже которого уже было несколько разноплановых ролей в тульском театре, чувствовал себя уверенно. Он блестяще выдержал экзамены и был зачислен на курс Виктора Станицына.

Сразу же по окончании вуза началась творческая биография Вячеслава Невинного. Его приняли в труппу МХАТа, где он верой и правдой служил долгие годы, выходя на эту сцену до середины 1990-ых. Зрители наслаждались его игрой в спектаклях «Ревизор», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и других, поставленных по классическим произведениям.

Но и в современных постановках игра Невинного была великолепной. В «Утиной охоте» он сыграл Саяпина, а в «Мишином юбилее» блестяще изобразил Петровича.

Фильмы

Кинематографическая биография Вячеслава Невинного началась через 2 года после окончания вуза. Он снялся в эпизоде картины «Коммунист». А крупная роль ему досталась в 1960-ом. Актёр появился в образе молодого милиционера в ленте «Испытательный срок». Это психологическая драма режиссёра Владимира Герасимова. Надо сказать, увиденное на экране артисту не понравилось. «Картинка» существенно отличалась от его представления. С тех пор Невинный старался избегать просмотра фильмов со своим участием.

Но зрителям этот жизнерадостный и крупный весельчак чрезвычайно понравился.К середине 70-х Невинный сыграл в кино уже больше 20 ролей. Но подлинная слава пришла к нему после фильма Леонида Гайдая «Не может быть!..» по рассказам Михаила Зощенко. До того Гайдай уже пробовал Невинного на роль Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче», но предпочел ему Леонида Куравлева - и, видимо, правильно сделал. А вот в роль брата жены Горбушкина, продавца пива, Невинный вписался идеально. И с ходу нашел с режиссером общий язык.

Невинный вспоминал, что Гайдай не любил говорить «стоп» после того, как сцена заканчивалась. Говорил актерам: «Продолжайте играть! Вы же в роли! Подумайте, что органично для вашего персонажа. Как бы он поступил?» Некоторых актеров это приводило в бешенство, а Невинному нравилось. «Я поначалу не мог понять, зачем ему это нужно. И даже однажды спросил: «Леонид Иович, зачем вы это делаете? Из хулиганства?» Он ответил: «Нет. Иногда актер может сотворить такое, чего и сам не ждет, а я потом могу этот кадр вставить в какую-нибудь другую сцену. Иногда достаточно сделать такую крошечную вставку, и сцена может стать не просто смешной, а уморительной».
 

 
Однажды Гайдай попросил Невинного найти «фамильный жест» для персонажа. Невинный сперва не понял, что имеется в виду. Гайдай объяснил: «Есть люди, которые, разговаривая, делают такое движение головой, будто у них шея болит… Что это значит, никто не понимает, но роль окрашивается. «Фамильный жест», особенно если это характерная, комедийная роль, всегда хорошо работает». И в результате Гайдай с Невинным придумали для братца Горбушкиной характерное движение: произнося: «А-ха», — он вытирает двумя пальцами — большим и указательным — углы рта.
 
«И так как в фильме это несколько раз повторялось, то возник какой-то жульнический полутюремный подтекст роли, что-то наглое, нахрапистое и угрожающее… Помните, когда Светин вылезает из дырки в заборе и смотрит на меня, а я делаю свой «фамильный жест», он тут же прячется обратно… Тот герой сразу понял, с кем имеет дело и что его ждет. Без слов» - вспоминал Невинный в интервью.

Еще одна знаменитая роль Невинного была сыграна в середине 80-х: он стал космическим пиратом Весельчаком У в «Гостье из будущего». На этапе подготовки ничто не предвещало, что «Гостья» станет любимым фильмом целого поколения. Невинный не горел желанием в ней сниматься, и, по легенде, режиссер Павел Арсенов уговорил его, пообещав, что его партнером станет Михаил Кононов (Вячеслав Михайлович относился к нему с большим уважением). А Кононова Арсенов в свою картину завлек обещанием, что с ним будет играть Невинный…

Семен Бузган, сыгравший в фильме школьника Колю Садовского, вспоминал, что Невинный очень тепло относился ко всем актерам-детям, и в перерывах между съемками играл с ними в салочки (комплекция не была ему помехой). После картины Невинного узнавали дети со всей страны. А он, не ждавший такой популярности «Гостьи», говорил: «Не понимаю, что все так с этой ролью носятся. Я просто сделал свою работу, и все!»

Лихие 90-ые больно ударили по большинству ранее известных и талантливых актёров. Предлагаемые роли оказывались настолько низкопробными, что многие артисты «старой гвардии» отказывались от работы. Не стал исключением и Вячеслав Михайлович Невинный. Изредка он соглашался сниматься, но исключительно ради хоть какого-то заработка, чтобы свести концы с концами. Сам он не любил говорить о проектах, в которых снялся в это десятилетие.

В 1997 году во время репетиции спектакля «Тойбеле и ее демон» по пьесе лауреата нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера он провалился в люк на сцене, который случайно оставили открытым. И рухнул с почти пятиметровой высоты. У него были сильно повреждены ребра, легкое и рука. (Спектакль этот вообще потом назвали «проклятым»: исполнители главных ролей в нем, Елена Майорова и Сергей Шкаликов погибли, после чего «Тойбеле» от греха подальше сняли с репертуара).

Потом случилась небольшая автомобильная авария в гараже: Нина Гуляева сидела за рулем машины и случайно наехала мужу прямо на ноги… А под конец жизни Невинный лишился ног из-за гангрены.

У него был диабет, на который он не очень-то обращал внимания - предпочитал махнуть рукой и на болезнь, и на врачей, которым особо не доверял. Игорь Шарипов, врач, которому с Невинным все-таки удалось подружиться, с изумлением вспоминал, что у актера были катастрофические показатели сахара в крови - 25 миллиграммов. У большинства диабетиков при показателе 20 наступает кома, а Невинный умудрялся со своим сахаром играть на сцене.


 
Но это наплевательское отношение к здоровью обернулось совсем печально. У Невинного началась гангрена, ему ампутировали сначала одну ногу, а через какое-то время и другую. Несмотря на это, он выходил на сцену (хотя играть на протезах при весе в 140 килограммов было мучительно). В последний год жизни у него еще и сильно ухудшилось зрение - он в основном слушал радио. Иногда на него наваливалась депрессия, и он плакал сутками напролет. И тем не менее, надеялся еще выйти на сцену, на дому репетировал новый спектакль. Мечтал встретить в МХТ свое 75-летие, до которого не дожил нескольких месяцев.
 
Пока он мог выходить на сцену и играть, выходил, даже из последних сил. Уже еле-еле добираясь до гримерки, задыхаясь по пути. И при этом говорил: «Все должны видеть не страдающего, а жизнерадостного актера... Буду играть, пока есть силы».

Вспоминают, что Невинному, жившему на Тверской улице аккурат напротив Камергерского переулка и здания МХТ, в последние годы было трудно спуститься в подземный переход а потом подняться из него. Он переходил улицу просто так, по поверхности, хотя в этом месте нет светофора. И водители, узнав актера, не только останавливались и давали ему пройти, а аплодировали…

В течение всего этого трудного периода рядом с Вячеславом Михайловичем находились его родные, близкие, друзья и коллеги, которые всячески помогали ему в борьбе с невидимым врагом. Но противник победил. 31 мая 2009 года актера не стало.