СТУПА

В далёкие времена, когда крестьяне жили натуральным хозяйством, жила-была в деревне ступа. Была она не одна, дружила ступа с пестом, а служили они только женщинам, им без ступы никак нельзя. 

У каждой хозяйки в доме было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения: волокон, холста (ступа высотой до 80см.), зерна (от 60 – до 70 см.), картофеля (высотой 70 см.), соли (высотой 25 см.), конопляного и льняного семени (высотой 37 см.) и для растирания табака (единственная мужская ступа) ведь раньше зёрна не мололись, а толклись.

В каждом крестьянском земельном наделе отводилось место для посева крупяных культур: ячмень, просо, гречиха, овёс и т.д. Одним словом – «СИТО» (что означает - крупа). Каша была основным видом питания осенью, пока нет мяса, и особенно весной, когда мяса на столе уже не было, а запас овощей подходил к концу. Недаром гласит поговорка «Щи да каша – пища наша», про тех, кто слаб говорили: «Мало каши ел!».

Казалось бы, чего проще сварить кашу, залил крупу молоком, поставил в печь, вот и все дела, да не тут то было. Семь потов сойдёт, пока крупу к варке приготовишь. В начале зёрна нужно освободить от оболочки - лузги (твёрдой шелухи). Для этих целей служила ступа с пестом. В ступу помещали небольшое количество зерна, начинали толочь (как говорят в деревне: толчи, отолакивать или шастать). Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения. Начинать нужно медленно, постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы. Очень осторожно, легко, просто бережно опускали пест в ступу. В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли, сколько зерен в шелухе сколько очищенных. Когда просо или гречка скинули лузгу примерно на 95%, то их пересыпали в ведро, затем толкли следующую порцию.

После того, как крупы натолкли достаточное количество, ступу переворачивали вверх дном, и с пестом ставили в угол. С ведром выходили во двор, на землю стелилась какая либо ткань, и веяли зерно от шелухи на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. А в доме уже в печи грелось молоко. В кипящий чугунок с молоком засыпали крупу и валили. Потом еще немного томили в печи. И получалась каша сладкой и вкусной даже без добавления сахара, поскольку домашнее молоко содержит все необходимые элементы. 

Толкли крупы всегда ровно столько, сколько необходимо для приготовления каши в данный момент, или на одну, две недели, так как при длительном хранении, толчёная крупа могла прогоркнуть. Кстати, этим всегда занималась женская часть семьи. К толчению приучали с детских лет, для взрослого не удобно было пользоваться ступой, поскольку она была высотой ниже стола, и нужно было сгибаться. А для подростков, деревенских девчонок в самый раз. Ступа подготовки к работе не требовала, потому, как после очередного использования ставили ее вверх дном, и никакого мусора, никакой пыли туда не попадало. Пест – аккуратненько в уголок. Ими пользовались по мере надобности.

Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина — 50см, диаметр — 40см. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.

Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми. Чаще встречались одинарные ступы, т.е. обладавшие только одной рабочей емкостью, выдолбленной в их верхней части. В некоторых деревнях делали двойные ступы, у которых снизу имелась еще одна рабочая емкость. Для её использования ступу необходимо было перевернуть. Такие ступы в хозяйстве служили для получения крупы и для мятья конопли, льна. Верхняя часть ступы использовалась только для мятья волокнистой части растений, а нижняя — для очистки зерна. Реже использовали ступу и для мытья (толчения) холста.

Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100 см. длины при диаметре около 7 см. Для удобства пест делали с перехватом посередине. Конец песта нередко обивали железом, чтобы утяжелить его и предохранить от раскалывания.

Бытовое использование ступы и песта регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По поверьям, не следует оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью им будет толочь нечистая сила болезнь – а потом рассевать по народу. Советовали во время пожара перевернуть ступу кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. Во время засухи парни бросали в колодец ступу, пест и кувшины, чтобы вызвать дождь. Ступа становилась заступницей человека. На какую её чудодейственную силу рассчитывали просящие? Никто не знал – просто так из поколения в поколение передавалось.

Особенно ярко проявлялись ступа и пест в шутках. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика — пестом. Еще чаще ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках: «Ее и в ступе не утолчешь» (упряма), «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибет» (дурак), «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака, хоть в ступе толки», «Его ведьма в ступе высидела» и т. д. «Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его». А еще наши предки шутливо отзывались о неуклюжести да болтливости: люди ступают – никто их не слышит; а мы как в ступе: что ни ступим, то стукнем. 

Когда женщина перемалывала содержимое ступы обратной стороною метлы (метла из соображений практичности была многофункциональна), то ступа качалась, двигалась, подпрыгивала, "плясала". Мужики шутили, мол вот, сейчас заведёт, разгонит и полетит, баба. Шутить и радоваться жизни у славян по любому поводу было, видите ли, делом обычным и предпочтительным, поэтому юморной образ успешной хозяйки, летающей в своей ступе и успевающей совершать тысячи и тысячи бытовых дел сложился в фантазийном, сказочном пространстве народной культуры как бы сам собою. Так и повелось, в русских народных сказках Баба Яга летает «в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает». 

В Этнографическом музее под открытым небом им. Романова В.И. в коллекции домашней утвари представлен целый ряд ступ. Различного размера, с ручками и без ручек, с пестами разной формы. Предназначались ступы для толчения зерна, волокон льна и конопли, а также ступки для толчения соли, льняных и конопляных семян. Кроме того, в быту у мари использовались ступы для толчения картофеля.

Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все больше в ход идут электрические мельницы да кофемолки. Современные ступки могут иметь различную форму и размеры, изготавливаются из: древесины твёрдых пород (часто ступы из дерева являются чисто декоративным элементом интерьера кухни); металла (чугун, латунь); фарфора, камня как натурального, так и искусственного; пластика. В фармакологии и химических лабораториях применяются ступы из всех материалов, кроме дерева. Как говорится, прогресс не стоит на месте. Но помнить о традициях предков все же стоит.

Само слово «ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. «Пест» называли по-разному: курант, пехталь, пехтило, боёк, кий, киёк, толкач. Изготавливали его из дерева, камня или металла. От слова «пест» произошёл термин пестик, которым сейчас обозначают часть цветка. Пестиками также раньше называли стержни, пальцы, снаряды в виде пестов, которые растирали, продавливали или пробивали что-либо. Многим известно слово  пестовать в старину служило для обозначения педагогической, образовательно-воспитательной работы. 

В уголке быта «Храните люди старину» расположенном в Досуговом объекте п. Приобский (ул. Мира, 6). Вы можете познакомиться не только с этим предметом быта, но и увидеть много интересных экспонатов XVIII - XX веков. 

 

Литература и источники:

Торэн М. Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. М., 1995
http://shkolazhizni.ru/world/articles/34050/
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., ЭллисЛак. 1995
Бежкович А.С., Жегалова С.К., Лебедева А.А., Просвиркина С.К. Хозяйство и быт русских крестьян./Памятники материальной культуры. Определитель.- М.: советская Россия, 1959
Обычаи и обряды русского народа. От крестин до поминок./Сост. Панкеев И.А..-М.: Олимп: Астель: АСТ, 2008
Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века.- Йошкар Ола.: Марийское книжное издательство,1956 г