Кукрыниксы. Кистью и краской разим врага

Павел Корин. «Портрет художников Кукрыниксов», 1956-58. Холст, масло.

 

Художники тоже сражались! И в окопах, и в творческих мастерских. Известно, что первый плакат Великой Отечественной — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» — Кукрыниксы создали уже к вечеру 22 июня 1941 года. 24 июня при Союзе художников открылись «Окна ТАСС». Министр пропаганды нацисткой Германии Геббельс обещал после взятия Москвы повесить на фонарных столбах всех художников, работавших в «Окнах». Признав тем самым огромную мобилизующую силу советского военного плаката.

Кукрыни́ксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс», однако, для изобразительного искусства это уникальное явление в истории.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

"Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел."

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.

Как и все политические плакаты и карикатуры в СССР, работы Кукрыниксов служили пропаганде текущей политики советского руководства. Можно отметить карикатуры на «фашистского наёмника» Троцкого (1937), на обвиняемых по процессу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (помещена на обложке журнала «Крокодил», № 4 за 1937 год), на «врачей-вредителей» (январь 1953).

После окончания Великой Отечественной Войны Кукрыниксы продолжили обращаться к политической тематике в своем творчестве, что стало основой для серии работ «Холодная война» (1945 — конец 80-х). В частности, план Маршалла был изображен коллективом в карикатурах 1949 года.

Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.