Алексей Михайлович Ремизов

К 145-летию со дня рождения русского писателя

 

Уникальный русский писатель Ремизов Алексей Михайлович остался в литературе как яркий стилист, создатель собственного художественного мира и «сновидческого» метода письма. Его жизнь была полна переживаний, чудачеств, любви. Прожив большую часть своей биографии в эмиграции, он сохранил традиции и дух русской литературы. Он оставил достойное литературное наследство, которое значительно обогатило русскую культуру.

Детство и семья

Родился Алексей Ремизов в богатой купеческой семье 24 июня 1877 года в Москве. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов.

Его дядя Н. А. Найденов, брат матери, был основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Он был человеком большой эрудиции, занимался исследованиями истории Москвы, спонсировал восстановление и сохранение памятников. Его богатейшая библиотека была одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг.

В юные годы мать Алексея отличалась передовыми взглядами, участвовала в Богородском кружке нигилистов, но несчастливая любовная история подтолкнула ее к браку с владельцем галантерейного магазина Ремизовым. У пары родилось пятеро детей, младшим из которых и являлся будущий писатель, но счастья в семье не было.

Мария Александровна, устав от мучений в браке, забрала детей и вернулась в родительский дом. Ее изломанная, полная страданий судьба стала основой для многих женских образов в произведениях А. М. Ремизова. Его отец был сыном простого крестьянина, всеми своими успехами он обязан исключительно своему трудолюбию. Но его влияние на Алексея оказалось минимальным, так как дети в семье почти все время были на попечении прислуги, да и умер отец довольно рано – в 1883 году.

А вот влияние дяди, Н. А. Найденова, на которого Алексей был очень похож, было велико. О нем Ремизов всегда говорил с гордостью, хотя отношения их не были гладкими. С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства – музыка, рисование, театр - остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но благотворно повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое он принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.

Годы учебы

Учился Алексей Ремизов сначала дома, ему, как и брату, дали хорошее базовое образование: иностранные языки, литература, основы математики, географии, истории. Это позволило в 7 лет Алексею с легкостью поступить в гимназию. Но из-за слабого здоровья он пропускал много занятий, и их вместе с братом перевели в коммерческое училище, в совете попечителей которого состоял Н. А. Найденов. Этот перевод закрыл для Ремизова возможность в будущем поступить в университет с получением стипендии.

Со школьных лет у Алексея остался превосходный почерк и владение каллиграфией. По окончании училища опекуны настоятельно рекомендовали ему занять место бухгалтера в банке дяди. Но Ремизов решил по-своему и поступил вольнослушателем на естественный факультет Московского университета, с правом посещения лекций, в том числе на философском и юридическом факультетах.

Общественная деятельность

После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы он привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции.

В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что был задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там он только усугубил свое положение, войдя в кружок В. Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции. В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: он встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.

Первые литературные опыты

Там же, в Вологде, Ремизов Алексей Михайлович печатает свои первые тексты в газете «Курьер». Он начинает писать под влиянием труда Веселовского о русском стихе. Тогда же появляется первая редакция романа «Пруд», в котором он предвосхитил традиции экзистенциальной литературы.

Киевский период

После ссылки Алексей Михайлович Ремизов, писатель большого дарования, приезжает в Херсон, так как в столицах ему жить запрещено. Потом переезжает в Киев, здесь он сотрудничает с Мейерхольдом, который создает театральную студию. Ремизов заведует репертуарной частью театра.

Петербургский период

В 1905 году писателю разрешают вернуться в Петербург, где он поступает на службу в журнал Вячеслава Иванова «Вопросы жизни». Он тесно сближается с кругом петербургских модернистов, особенно с Вячеславом Ивановым, под влиянием которого Ремизов пишет книгу сказок «Посолонь».

Чуть позже писатель выпускает сборник апокрифов «Лимонарь», которое получило широкий отклик в среде интеллигентов. В 1910 году выходит в свет повесть «Крестовые сестры», которая показала зрелого Ремизова – продолжателя лучших традиций русской литературы. В петербургский период он много пишет, совершенствуя свою художественную манеру. Широкой русской читательской аудитории становятся хорошо известны биография и книги автора. Ремизов Алексей в 1912 году выпускает в издательстве Вячеслава Иванова 8-томное собрание своих сочинений. К 1917 году он уже был популярным, состоявшимся писателем.

Революция

Ремизов Алексей Михайлович встретил обе революции без энтузиазма, давно уже не веря в возможность силового преобразования общества. Он воспринял переворот 1917 года как метафорический пожар, в огне которого рождается новый мир. Но он понимал, что эти события станут причиной больших страданий для народа.

После революции Ремизов очень много пишет публицистических текстов, в которых осмысливает происходящее через ассоциации со Смутой 17 века. Вершиной этой активности стало произведение «Слово о погибели русской земли». Этот текст представлял собой сложное полифоническое повествование. Так появился новый жанр в творчестве Ремизова. Обстановка в стране и состояние здоровья заставили писателя начать в 1920 году хлопоты о выезде за границу.

Эмиграция

7 августа 1921 года Алексей Михайлович Ремизов, книги, биография которого были тесно связаны с Россией, покинул Родину. Он был уверен, что уезжает ненадолго, но оказалось, что навсегда. Сначала он приезжает в Берлин. В течение двух лет он находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны.

Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович, биография которого отныне была на долгие годы связана с Парижем, всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны он активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Он много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.

Личная жизнь

Ремизов Алексей Михайлович был долгие годы счастлив в браке. В 1903 году в Вологде он женился на Серафиме Павловне Довгелло. Она увлекалась антропологией, этнографией, была действительным членом археологического института в Петербурге. Жена оказала сильнейшее влияние на Ремизова, многому его научила. В 1904 году у пары родилась дочь Наталья. В 1943 году, когда Серафима Павловна умерла, Ремизов погрузился в долгий период уныния, и до конца дней он тосковал по ней. Умер писатель 26 ноября 1957 года в Париже.

Писательский стиль и основные произведения

Образцом синтетического письма, объединяющего фольклорные, символические, экзистенциальные мотивы, стал писатель Ремизов Алексей Михайлович. «Взвихренная Русь», «Иверень», «Крестовые сестры» - эти произведения стали образцом его уникальной манеры, бессюжетной, ассоциативной и эмотивной прозы. В них сплетаются явь и сон, реальность и мифы. Сон становится источником знания о мире, предвестником будущего. Алексей Михайлович Ремизов, избранные произведения которого входят сегодня в школьные и университетские курсы, в России пережил долгий период забвения. В годы перестройки его имя вернулось на Родину. Сегодня лучшие произведения Ремизова - «Лимонарь», «Часы», «Кухка», «Взвихренная Русь» занимают достойное место в отечественной литературе.