САМОВАР

История появления и развития, классификация, устройство.

Самовар не просто часть гастрономических традиций прошлого, он стал культурным феноменом в нашей стране. Воспетый литературными классиками, показанный на лучших картинах художников – он вошел в геном русского человека.

Во многих семьях еще жива память о совместных чаепитиях со старшим поколением и их старинными самоварами. Отдельные счастливцы хранят семейные реликвии до сих пор. Эта часть нашей общей истории согрета теплом живых воспоминаний о близких нам людях и дорогих им предметах.

Значение самого слова «самовар», несмотря на его немалый возраст, до сих пор понятно каждому. В нем отражен функционал изделия – «сам варит».

Он же показан и в диалектных версиях. Ярославцы звали его «самогар» («сам горит»), вятичи «самогрей» («сам греет»), курчане – «самокипец» («сам кипит»). И даже в татарском языке он звался «снабар», то есть «чайник». Кстати, отдельные исследователи считают, что именно от этого слова ведет свою этимологию русский «самовар».

История самовара

Многие из нас воспринимают этот предмет, как изобретение мастеров нашей страны. Увы, это не так. Документы свидетельствуют, что впервые изделия, объединившие емкости для воды и углей с отводящей трубой, появились в Китае. Названные «хого», они распространились на территорию Японии и современного Ирана. А первый дошедший до археологов реликт имел возраст 3600 лет и был найден в сельской местности Азербайджана.

Древний Рим

Аутепса («само+кипящий», «само+варящий») – так назывался сосуд, в котором древние римляне согревали воду. Как и большая часть вещей того периода, он не был лишен изящества. Высокие витые ножки, пузатая чаша в виде тыквы, богатый декор – им можно было украсить стол именитого горожанина. А вот пользоваться было не так удобно, как русским изобретением – у него не было крана! Внутри размещались два отсека – в один загружали горящие угли, в другой воду. Вычерпывать ее приходилось черпаками. Зато была другая «опция» – летом вместо угля емкость заполняли льдом и пили охлажденные напитки.

Русь и Российская Империя

Распространена легенда, что самовар привез в Россию Петр I, но документы говорят, что он появился спустя полвека после смерти последнего русского царя. Производство началось после того, как тульский промышленник Демидов отправился на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самогреющуюся конструкцию. Позже ее нашли среди демидовского имущества. Спустя годы здесь появится Суксунский завод самоваров и суксунская форма – в виде античной амфоры.

Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое потоковое производство, поэтому Тула считается Родиной российских самоваров.

Фабрики известнык купцов в Туле

Глядя на их путь, многие туляки повторяют успех Лисицыных. Один за другим кустари вырастают до статуса фабрикантов. Многие оказываются весьма искусными инженерами и предлагают свои ноу-хау. Так, авторскими считаются:

  • керосиновые системы Тейле;
  • конструкции со съемом кувшином Паричко;
  • новинки братьев Черниковых и фабриканта Волошина с выводной жаровней для быстрого нагрева;
  • спиртовые модели братьев Шемариных и фабриканта Капырзина.

Изначально для производства применяли тонкие листы красной и зеленой меди, использовали мельхиор. Но это были дорогие материалы, поэтому ремесленники перешли на латунь. Продавали изделия на вес: чем больше, тем дороже. Основным каналом сбыта для тульских мастеровых династий были ярмарки: Нижегородская и Макарьевская.

Появление самоваров на жидком топливе

Становясь центром самоварного ремесла, Тула продолжила ориентир на открытия и усовершенствования. Так, фабричная линия Рейнгольда Тейле в 1807 году выпустила новацию с резервуаром для керосина. Она сразу же попала за рубеж и широко разошлась в российских регионах, где этот вид топлива оставался дешевым, например, на Кавказе.

Советская эпоха

После революции частные фабричные линии были закрыты. Почти 2 года отрасль не развивалась. Лишь в 1919-м новое руководство страны образовало гособъединение самоварных фабрик. Правда, к немедленному прорыву это не привело. Спустя 3 года на национализированном меднообрабатывающем госзаводе в Кольчугино вышел в свет первый советский самовар, но дореволюционного успеха отрасль уже не обрела.

Спустя 15 лет в результате деления производств появился тульский завод «Штамп». В период после ВОВ на нем остается последняя самоварная линия в стране. С 1959 года в его ассортименте появляются электрические модели, а с 1964-го запущена сувенирная серия «Ясная Поляна». Жаровые модели стали уходить с горизонта из-за оснащения новостроек кухонными плитами.

Современность

За последние 20 лет интерес к самоварной тематике начал возрождаться заново. В Туле создан музей истории «Тульский самовар», в Касимове постоянная экспозиция, посвященная русским ремесленным традициям мастеров-самоваров. В Щекинском районе Тульской области и Городце Нижегородской размещены антикварные коллекции частных собирателей старины Михаила Борщева и Николая Полякова.

С 2005 года – уже 13 лет – на тульском патронном заводе действует участок, где снова работает самоварная промышленность. И, конечно, Тула по-прежнему богата частными мастерами-умельцами, которые хранят династические секреты и тонкости старинного русского ремесла.

Особенности производства самоваров в России

Судя по документам первые образцы выдалбливались из медного куба. Но довольно быстро эта варварская технология была усовершенствована. Начинали с того, что раскраивали листы меди и из них, как из ткани, собирали конструкцию. Не всякая медь могла идти на кувшин.

У мастеров была хитрость: лист царапали шилом. Желтый цвет и непрерывность царапины говорили, что материал подходит. Прерывистая блеклая линия свидетельствовала о присутствии окиси меди. В этом случае раскрой годился на изготовление жаровни или мелких деталей.

Расчерченные по меркам листы разрезали, сворачивали в цилиндр. По краям делали зубцы, ими скрепляли разные части: проходились молотом, потом паяли в горне. Неровности стачивали, снова ковали, конструкцию прокаливали и охлаждали. В процессе было задействовано 7 узкоспециализированных мастеров.

  • Наводильщик отвечал за сгиб и спайку листов.
  • Лудильщик наносил тонкий слой олова на самовар изнутри.
  • Токарь шлифовал поверхность на специальном станке.
  • Вертельщик поворачивал его.
  • Слесарь отвечал за мелкие детали: ручки, краны.
  • Сборщик собирал «запчасти» воедино и спаивал их.
  • Чистильщик придавал им товарный вид.
  • Токарь по дереву оттачивал деревянные шишки на крышечках, за которые их снимали, чтобы не обжечься.

Каждый из мастеров работал на дому. В рамках фабричной линии осуществлялись лишь сборные операции. Раз в неделю работник объезжал дворы, собирал изготовленные детали и отвозил сборщику.

Классификация самоваров

Их несколько. Основные из них предполагают следующее деление.

  • Жаровые (на угле, дровах). В них топливо закладывается в специальную трубу. Этой конструкции 300 лет.
  • Электрические. Приверженцы классической технологии считают, что правильнее назвать их чайниками особой формы, а не самоварами. Подачу тепла обеспечивает нагревательный элемент, проходящий сквозь сосуд.
  • Комбинированные. Дают возможность выбрать один из двух предыдущих видов нагрева.
  • Антикварные. Это подлинные раритетные модели производства прежних лет. Особенно ценятся отреставрированные экземпляры с клеймом владельца, императорского двора, мастера и др.
  • Сувенирные. В точности повторяют все детали настоящих самоваров, но имеют уменьшенные размеры. Их покупают в подарок или как предмет коллекционирования. Бывают и сверхмалые диковинки. Модель в 1,2 мм сделал русский «левша» Николай Алдунин из 12 золотых деталей. А экземпляр, попавший в Книгу Рекордов Гиннеса, выполнил мастер из Москвы. В нем было 4 мм высоты, и он работал! На выходе получалась 1 капля горячей воды.
  • Авторской конструкции. Отдельные мастера прошлого преуспели в выдумке новых инженерных решений, внешнего оформления самоваров. Их фантазии воплотились в образцы ручной работы, которые обладают сегодня особой ценностью.

Общее устройство самоваров

Несмотря на разницу описанных типажей, их конструкция состоит примерно из одинаковых элементов.  

  1.  «Конфорка». Венчает самый верх самовара. На ней располагают заварник, чтобы чай не кипятился, но настаивался в тепле. Если чайник не ставился, а конфорка закрывалась крышкой («тушилкой»), через нее шел ток воздуха в кувшин через множественные отверстия.
  2.  «Круг» или крышка. Кольцо, которое надевается на самовар в верхней части, закрывая ёмкость с водой.
  3. «Паровик». Клапан для выхода пара, размещенный на крышке. Иначе называется «душничок».
  4. «Хватка» – выступающая часть с деревянной шишечкой, за которую снимают круг. Даже гвозди, которыми закреплены шишки, имеют собственное наименование – «подшишки».
  5.  «Стенка». Резервуар для воды. Ее также называют «тулово», «корпус».
  6. «Кувшин» или труба-жаровня. Внутренний отсек, в который закладывают угли, дрова, щепки, ароматные еловые шишки.
  7. «Ручки». За них самовар переносят.
  8. «Крантик». Конусообразный кран, через который наливают кипяток.
  9. «Ветка». Затейливая, часто с узорами или фигурной резьбой ручка, за которую поворачивают кран, пуская или перекрывая воду.
  10. «Репеёк». Круглая выступающая накладка-переходник от крана к «тулову».
  11. «Шейка». Переход от корпуса к нижней части самовара. Делается с отверстиями для схода лишнего жара и циркуляции воздуха. Их называли «поддувалова».
  12. «Поддон» или основание. Круглая часть, равномерно распределяющая вес самовара на четыре несущих ножки.
  13. Донышко. Оно находится внутри, между поддоном и шейкой. В этом месте скапливается зола и продукты горения, и его можно очищать.
  14. Ножки.

Боковая труба. Она добавилась к конструкции только в 19 веке и давала тягу воздуха. Благодаря этому вода вскипала быстрее.

Самовары в культуре и искусстве

Являясь колоритным элементом городского и деревенского быта 19-20 веков, самовар не раз появлялся в произведениях искусства. Подчас как главный персонаж. Кто не помнит знаменитую кустодиевскую «Купчиху за чаем»?

Этот же образ воплощен в кинокартине «Женитьба Бальзаминова». Сцена чаепития героинь Лидии Смирновой и Нонны Мордюковой словно сошла с серии полотен Бориса Кустодиева. Те же тоненькие блюдца, яркие краски, пузатый самовар, стол, полный вкусностей. На эту тему художник написал не одно, а несколько полотен, настолько она его занимала. И не его одного: Петров-Водкин, Коровин, Маевский живописали сцены из той жизни, где самовар задавал повод к общению. Уважать эту утварь учили с детства.

В книгах Чуковского самовар мудр, добродушен и авторитетен («Федорино горе»), у Хармса берет на себя поучающую роль («Иван Иваныч Самовар»). Не забыт он и в литературе для взрослых. «Старосветские помещики» Гоголя проводят не одну приятную минуту у его кипящих боков. Леонид Андреев в знаменитом очерке «Москва. Мелочи жизни» олицетворяет в образе самовара самобытность России.

Отношение российского человека к самовару образно выражало и устное народное творчество.

Например, поговорки – «Где есть чай-самовар, там и под елью рай», «С самоваром-буяном и беседа важнее, и жизнь веселее». Не отличаясь богатством, простой человек находил для себя душевные радости в соседских посиделках с чаем. Тепло общения соединялось с теплом от самовара и создавало ощущение полноты жизни.

***

Самое интересное, что этот образ настолько закрепился в сознании россиян, что и сегодня одни из нас возрождают традиции семейного чаепития с самоваром. А другие создают современные идиоматические выражения с предметом, который уходит из повседневного быта в статус винтажа.

Фразы «У самовара я и моя Маша», «Ставь бабуся самовар, будем слушать Manowar», ушли в народ относительно недавно. И это феномен, не имеющий аналогов в культурной жизни страны. Он говорит о готовности молодого поколения интегрировать общепринятые традиции в современный опыт.

Это свидетельствует о многом – рано списывать самовар со счетов и отправлять в разряд раритетов. Он все еще с нами: и как часть культуры, и как часть быта.

В уголке быта «Храните люди старину» расположенном в Досуговом объекте п. Приобский (ул. Мира, 6).

Вы можете познакомиться не только с этим предметом быта, но и увидеть много интересных экспонатов XVIII - XX веков.