Добрый Гений и злой Рок Нади Рушевой

Её звали Надя Рушева

Большинству сегодняшних молодых людей это имя ничего не скажет. Люди старшего поколения, возможно, слышали или читали о уникальной девочке-художнице, которую в 60-е годы прошлого века знали не только в нашей стране, но и за ее пределами. К 17 годам у Нади было 15 персональных выставок, первая из которых прошла в 1964 году, когда художнице было 12 лет. Но давайте обо всем по порядку.

Найдан — Вечно живущая

Надя Рушева родилась в столице Монголии Улан-Баторе, где работали её родители. Семья была творческой, тесно связанной с искусством. Отец Николай Константинович Рушев был достаточно известным театральным художником. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева — балерина. Она стала основательницей монгольского национального балета. При рождении девочка получила монгольское имя Найдан, что означает Вечно живущая, но в семье и потом в детском саду и школе её всегда называли Надя. Под этим именем она и осталась в истории изобразительного искусства.

Летом 1952 года семья переехала в Москву. Родители решили не делать из девочки вундеркинда, а дать ей насладиться детством и самой определиться со своими интересами. Интерес к рисованию у нее проявился очень рано. Причем уже в пять лет родители начали обращать внимание, что Надя рисует практически постоянно, при этом отец, будучи профессиональным художником, никогда не учил её никаким приемам, не объяснял, как держать карандаш, пользоваться красками и т.д. Она до всего доходила сама.

Когда Наде было 7 лет, и она училась в первом классе, случилось неожиданное. Папа решил почитать дочке «Сказку о царе Салтане» Пушкина. Надя взяла блокнот, карандаш и пока папа громко, по театральному, с выражение читал, все время, что то рисовала. Когда сказка закончилась, закончился и блокнот. В нем было 36 иллюстраций к только что услышанной сказке.

И это не были детские рисунки. Персонажи были вполне узнаваемы, в них чувствовался характер героев, фигуры не были статичными. Сейчас эти рисунки хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Рисование стало для Нади жизненной потребностью. Каждый вечер она садилась к столу брала альбом и рисовала, выплескивая на бумагу впечатления прожитого дня.

У Нади была необыкновенная способность. Она никогда не делала никаких набросков, эскизов и даже не пользовалась ластиком. Каждый штрих ложился именно туда, куда было нужно. Когда её спрашивали, как ей это удается, она говорила: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

В 1962 году Надя начала заниматься в только что открывшемся Дворце Пионеров на Ленинских горах у педагога Людмилы Александровны Магницкой, которая сразу поняла, с каким уникальным дарованием ей пришлось столкнуться. Она познакомила Надю со скульптором-анималистом академиком Василием Алексеевичем Ватагиным. 

Просмотрев рисунки девочки, Василий Алексеевич подарил ей свою книгу «Записки анималиста» с надписью: «Милая Надя! Жду, желаю и верю в твои большие успехи. Твой дедушка В. Ватагин. 9 марта 1963 года»,
а родителям посоветовал: «Не будем мешать её саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо её учить – надо лишь воспитывать. Пусть по прежнему ходит в обычную школу, а через год другой вернемся к этому разговору».

В 1963 году её рисунки опубликовала «Пионерская правда», тогда же состоялась встреча Нади с известным итальянским детским писателем Джанни Родари, который пришел от них в восторг и способствовал тому что работы одиннадцатилетней школьницы были отправлены на выставки в Геную, а затем в США.

 

 

В 1964 году писатель Борис Полевой устраивает выставку работ Нади Рушевой в редакции журнала «Юность», а затем печатает подборку её рисунков и большую статью о необычайно одаренной девочке в июньском номере журнала. Осенью того же года более 80 работ выставляют в главном здании МГУ.

До начала 1969 года состоялось пятнадцать персональных выставок юной художницы в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.

Девочка росла, и её работы становились все серьезнее. Она создала большие циклы иллюстраций к «Войне и миру», «Маленькому принцу», «Мифам Древней Греции», произведениям Байрона и других западных классиков. Отдельное место в творчестве Нади Рушевой занимает цикл «Пушкиниана», где собраны не только иллюстрации к произведениям великого поэта, но и много рисовала его самого и Натали Гончарову.

 

В 1966 году журнал «Москва» впервые начал печатать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» ставший огромным событием в культурной жизни страны. Цикл иллюстраций к этому произведению специалисты считают вершиной творчества юной художницы. Только одну сцену знакомства Мастера и Маргариты она нарисовала 36 раз, а ведь были еще портреты Мастера и похожего на него как брат Иешуа, Маргарита, и конечно же Воланд со своей свитой. Просто невероятно, как девочка шестнадцати лет могла творить такое. Наверное действительно образы сами рождались перед ней на бумаге.

  

 

Надя стала первым и, как считают многие критики, лучшим иллюстратором "Мастера и Маргариты". Полный цикл включает в себя несколько сотен рисунков. К сожалению это был последний цикл работ гениальной девочки.

Последние дни Надежды

28 февраля 1969 года Надя Рушева вместе с отцом отправились в Ленинград, где она принимала участие в съемках документального фильма «Моя Пушкиниана». Девочка была весела и счастлива. Она так молода. Через несколько месяцев закончит школу, а впереди её ждет учеба во ВГИКе на отделении художников–мультипликаторов и длинная, наполненная творчеством жизнь.

На следующий день после возвращения домой, она встала, с аппетитом позавтракала, и начала собираться в школу. Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения из прихожей. Выбежав на непонятные звуки он увидел, что его, никогда ничем особо не болевшая девочка лежит на полу без сознания. Приехавшая «скорая», забрала Надю в больницу, где она умерла, через несколько часов не приходя в сознание.

Диагноз врачей: «Врожденная аневризма сосуда головного мозга, внезапный разрыв которой, привел к кровоизлиянию».

Похоронили Надю Рушеву на Покровском кладбище расположенном вблизи района Царицыно, который был тогда окраиной Москвы. 

На памятнике воспроизведен её рисунок «Кентаврёнок» из цикла «Мифы древней Греции».

В 1975 году рядом с дочерью был похоронен отец Николай Константинович, в 2015 мама Наталья Дойдаловна.

После смерти юной художницы осталось около 12 тыс. рисунков. Многие её работы хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве. Так же работает музей Нади Рушевой в Московской школе № 470, где она училась и которая сегодня носит ее имя (сайт музея, галерея рисунков).

Рисунки Нади Рушевой побывали в космосе. 31 января 1975 года, в день рожденья юной художницы, космонавт Георгий Михайлович Гречко, находясь на станции «Салют-4», рассказал о Наде и её судьбе, и показал рисунки которые он специально попросил у её родителей перед полетом. Репортаж транслировался на весь Советский Союз и многие зарубежные страны.

После смерти Надежды Рушевой прошло более 160 выставок её работ в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

Вот такая история о девочке, которой было отпущено так много таланта и так мало земного времени. 

А может быть правы были её родители, дав дочери имя Найдан - Вечно живущая? И она останется Вечно живой в своих работах.

 

Документальный фильм Творческого Объединения Экран (СССР, 1972 г.) "Надя Рушева"